ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ТОБОЛЬСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ
УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

МЕНЮ

Прямской взвоз в Тобольске, давно ставший одной из его «визитных карточек», привлекает внимание жителей и гостей города оригинальностью заложенных в него инженерных решений. Но, пожалуй, кроме учёных-историков, мало кто знает, что данное сооружение, признанное уникальным памятником русской архитектуры ещё в восемнадцатом столетии, в 2021 году отмечает значимый юбилей: три с половиной века назад на Прямском взвозе была построена первая деревянная лестница.

Как сообщила начальник Отдела гуманитарных исследований Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения Российской академии наук, к.и.н. Анна Татарникова, название «Прямской» произошло от слова «прямить», поскольку Троицкий мыс, по которому взвоз проходит, долгое время выпрямляли, чтобы сделать подъем из нижней (подгорной) части города в верхнюю (нагорную) более удобным. У Прямского взвоза есть и другие, менее распространенные, названия: Софийский, Торговый, Базарный.
Софийским взвоз называли в связи с тем, что его верхняя часть примыкала к Софийско-Успенскому собору, а Торговым и Базарным – так как по нему можно было спуститься в нижний посад, где располагалась Базарная площадь с многочисленными торговыми рядами.
Первоначально взвоз выглядел как обычная грунтовая дорога, которую во время дождей сильно размывало, из-за чего образовывалась непроходимая глинистая грязь, затруднявшая спуск и подъем. И вот, наконец, в 1671 году здесь возвели первую деревянную лестницу. А почти век спустя, в связи с постепенным разрушением склонов лога, по проекту «драгунского полку прапорщика» Якова Уксусникова была возведена новая лестница длиной около четырехсот метров. «Однако уже в восьмидесятых годах XVIII века городским властям пришлось укрепить склоны верхней части взвоза кирпичными подпорными стенами, - сказала кандидат исторических наук Анна Татарникова. - Проект по укреплению верхних склонов предположительно принадлежал губернскому архитектору Александру Гучеву, автору генерального плана развития Тобольска. В результате получилось солидное и монументальное инженерное сооружение: каждая стена протянулась на 110 метров, а высота их в самой высокой части составила 14,6 метра».
Работы по усилению подпорных стен проводились и в течение XIX века. Кроме того, в середине этого же столетия вдоль обновлённой деревянной лестницы были высажены первые деревья. «Благодаря подпорным стенам взвоза удалось не допустить осадки фундамента Софийско-Успенского собора и стоящей рядом звонницы, и, тем самым, сохранилось в целости величественное здание главного храма Сибири», - подчеркнула тобольский учёный. – А уже в наши дни проводился комплекс мероприятий по восстановлению и реконструкции Прямского взвоза, и в результате использования современных решений наш исторический взвоз стал популярным объектом городской туристической инфраструктуры».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Последние новости

Тобольскими учёными не выявлены факты гибели птиц от пламени факелов ЗапСибНефтехима

Подробнее...

Гербарий тобольских учёных внесён в международную базу Index Herbariorum

Подробнее...

Тобольские учёные изучают динамику численности осетровых рыб на зимовальной яме

Подробнее...

Тобольские учёные подвели итоги долгосрочного экологического мониторинга под контролем международных аудиторов

Подробнее...

Тобольские учёные открыли еще один неизвестный науке гриб

Подробнее...

Кто на сайте

Сейчас 150 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Авторские права

© 2024 Тобольская комплексная станция УрО РАН. Все права защищены.
© 2024 ТОБОЛЬСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.