Новая Концепция преподавания школьного курса истории, предположительно, появится уже к сентябрю текущего года. Об этом сообщила интернет-газета «Новый день» (17 мая 2021 г.) со ссылкой на научного руководителя Института всеобщей истории Российской академии наук, академика Александра Чубарьяна. По мнению учёного, изменения которые в связи с этим ожидаются, в первую очередь, будут связаны с повышением количества часов для уроков истории и
созданием нового поколения учебников, отличающихся от прежних своим содержанием и совершенно иными технологическими возможностями. Мы попросили прокомментировать данную информацию начальника Отдела гуманитарных исследований Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения Российской академии наук, к.и.н. Анну Татарникову.
- Анна Ивановна, как Вы считаете, насколько справедлива и своевременна идея о разработке новой Концепции преподавания истории в российских школах? И почему?
- История – это один из важнейших школьных предметов, призванный формировать у учащихся целостное мировоззрение, умение критически мыслить, анализировать, выявлять причинно-следственные связи и закономерности. В этой связи необходимость наличия Концепции преподавания истории не вызывает сомнений. Однако еще в 2014 году, после озвученной инициативы Президента Путина по созданию единого школьного учебника по истории России, такая Концепция преподавания истории была разработана. Однако проект данной Концепции показал свои очевидные недостатки, и в конце 2020 года Коллегия министерства просвещения РФ и Российское историческое общество их устранили, утвердив обновлённый документ. В частности, был осуществлен переход от концентрической к линейной системе преподавания предмета, акцентировано внимание на необходимость ликвидации асинхронности в изучении событий и явлений всеобщей и отечественной истории. Эти и другие изменения диктуют необходимость создания новых поколений учебников. На мой взгляд, данная идея оправдана еще и тем, что современный учебник должен содержать в себе не сухое изложение теоретического материала, а вызывать ученика на диалог, стимулировать его стремление выйти за рамки параграфа, почитать дополнительный материал, проанализировать разные точки зрения, выработать свое мнение о тех или иных явлениях, событиях, личностях. Что касается предложения увеличить количество часов на изучение предмета, то я против этого. Это повлечет за собой увеличение учебной нагрузки не только учителей, но, что ещё важнее – самих учащихся. Я считаю, что надо стремиться к повышению эффективности преподавания истории не количественными, а качественными способами.
- Как Вы оцениваете современную методику преподавания школьного курса истории? Может быть, она всё-таки не так уж и плоха, а разработкой новой Концепции преследуется цель «подгонки» смысла каких-то исторических событий под определённый интерес?
- Вопрос задан не совсем корректно. Давайте различать методику преподавания предмета и его содержание. Методика преподавания истории в школе сегодня предоставляет учителю возможность использовать разнообразные педагогические технологии, методы и средства обучения. В данном случае многое зависит от самого учителя, его желания апробировать различные технологии и методы на уроках, что требует непрерывного саморазвития и профессионального совершенствования от педагога. Для этого у учителя должно быть достаточно времени на качественную подготовку к урокам, а не на ведение никому не нужной бумажной отчетности.