На прошлой неделе в Музее истории освоения и изучения Сибири им. А.А. Дунина-Горкавича Тобольской комплексной научной станции УрО РАН прошло очередное заседание методического объединения учителей-предметников Основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) города Тобольска.
Напомним, что в декабре 2010 года Министерство высшего образования и науки РФ утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики». Первоначально предмет вводился экспериментально в 19-ти регионах России, а после успешной реализации эксперимента, с 1 сентября 2012 года, был введен во всех регионах.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Курс изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы, и служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.
Одной из главных площадок возможной совместной работы школы и музея и является преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе, поэтому заседание методического объединения учителей в Музее было посвящено вопросам роли музейной педагогики в преподавании ОРКСЭ.
Учителя говорили о том, что для взаимодействия музея и школы можно использовать все виды образовательной деятельности и всевозможные методические приемы, чтобы предметный мир музея стал наглядным пособием для обучающихся:
- урочную образовательную деятельность (использование возможностей виртуальных музеев: виртуальной экспозиции, виртуальных экскурсий, туров, видеотрансляций; создание и пополнение методической копилки учителя, например, коллекции визуальных изображений редкими и интересными иллюстрациями экспонатов музеев из виртуальных коллекций и медиатек и т.д.);
- внеурочную образовательную деятельность (проведение внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр на материалах музейных коллекций или в стенах музея; экскурсии в реальном времени и пространстве, предполагающие общение с подлинниками, или виртуальные экскурсии по музею, которые проводит учитель или обучающиеся);
- внешкольную образовательную деятельность (экскурсии по музею, тематические занятия, которые проводят музейные научные сотрудники; разнообразные программы музейной педагогики, применяемые в музее).
По завершению заседания участники познакомились с материалами и предложениями Музея истории освоения и изучения Сибири им. А.А. Дунина-Горкавича. Заведующая Музеем Маргарита Юнина представила учителям города основные экспозиции и выставки Музея, рассказала об экскурсиях и программах музея, которые возможно использовать в преподавании предмета.
Посетители оставили в книге отзывов музея запись следующего содержания: «Посетили замечательный музей учителя школ города Тобольска. Неизгладимое впечатление оставила экскурсия, проведенная Маргаритой Валентиновной. Будем приводить подрастающее поколение в ваш музей для изучения истории родного края. Большое спасибо всем сотрудникам музея! Желаем вам еще долго сохранять музей и его экспонаты для будущих поколений!».
Несомненно, учителям общеобразовательной школы, преподающим основы религиозных культур, необходимо использовать богатейший потенциал музеев в своей профессиональной деятельности. Только плодотворное взаимодействие общеобразовательной школы и музея в преподавании учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-м классе позволит в полной мере реализовать образовательно-просветительскую цель, поставленную государством на современном этапе перед учреждениями образования и культуры, и направленную на утверждение духовно-нравственных ценностей и ориентиров россиян.