- об этом говорится в совместной научной работе главного методиста Тюменского музейно-просветительского объединения, канд. ист. наук Александра Валитова и научного сотрудника Научной библиотеки Тобольской комплексной научной станции УрО РАН, канд. филол. наук Дарьи Федотовой. По сообщению данных исследователей, основными информационными каналами в Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX веков, формировавшими общественное мнение и дающими представление о происходящих исторических событиях, являлись печатные периодические издания. И особое место для изучения истории православия среди существовавших периодических изданий на тот момент занимали Тобольские епархиальные ведомости (далее по тексту – ТЕВ). Учёные Александр Валитов и Дарья Федотова проанализировали публикации журнала за период 1882 – 1914 годов.
Как информируют авторы научной работы, в исследуемый период в Тобольских епархиальных ведомостях регулярно размещались информационные сообщения, статьи и паломнические записки, связанные со Святой землёй, которые позволяли читателем сформировать её определённый образ.
Тема Святой Земли в этом издании раскрывалась в нескольких формах. Так, например, одной формой подачи таких материалов было опубликование официальных документов, имевших отношение к Святой Земле. Серьёзная активизация темы Святой Земли связана с открытием и деятельностью Тобольского отдела Императорского Православного Палестинского Общества (далее – ИППО) в Тобольской губернии в 1897 году, в результате чего сибирские епархиальные издания разместили информацию о данной организации и привели текст Устава общества.
Среди наиболее регулярных тем, составлявших пул официальных документов, были ежегодные публикации, посвящённые вербному сбору, проходившему накануне Пасхи в праздник Входа Господня в Иерусалим - в них популярно разъяснялась цель сбора и куда направлялись собранные средства на помощь православным «братьям» в Палестине.
Второй содержательной формой предоставления читателям материалов, изображающим образ Палестины, стали серии публикаций, повествующих об истории и современном состоянии Святой земли. Тут востребованными оказались публикации просветительского характера, рассказывающие об особенностях этнографического и географического положения Палестины. Можно назвать ряд статей по данной тематике: «Описание реки Иордан», «Озера Святой Земли», «Иерусалим и его окрестности», «Современное население Палестины: быт, нравы, занятия и религиозные верования обитателей». Печатавшиеся в журнале авторы делали особый акцент на ветхозаветности бытовой жизни местных жителей, проводили прямую связь с евангельскими временами.
Третьей важной формой материалов, как завершающего аккорда в процессе конструирования образа Палестины, явились путевые заметки паломников-современников, которые через призму своих личных впечатлений стремились рассказать об этом крае. В частности, следует выделить сообщения священников В. Федюшина и И. А. Селихова, подробно рассказывающих о паломнической поездке в Палестину. Записки И. А. Селихова содержали ценные сведения о том, как выглядела Святая земля в начале XX века и какие святыни посещали паломники-сибиряки. Очень интересным информационным источником стала серия писем из Иерусалима, направленных в редакцию ведомостей от В. И. Протопопова, бывшего преподавателя Тобольской духовной семинарии, который в 1910–1911 учебном году находился в служебной командировке в Палестине. «Подобные рассказы о паломничестве в Святую Землю, составленные по принципу путевых дневников, имеют историческую и литературную ценность», - говорят авторы научной работы.
Также теме паломничества самое серьёзное внимание уделяли преподаватели Тобольской духовной семинарии Н. А. Бирюков, А. Н. Грамматин, Н. Г. Грифцев, К. Гусев, Д. Матвеев, поднимавшие вопросы о важности, пользе и мотивации паломничества, популяризации основных святынь Палестины.